Л — О
Словарь сталкеризмов.
Краткое описание:
____________________________________________________
Л
Ладонь (автор., АМК2) – артефакт «огненной» линейки АМК2, аналогичен «капле» в оригинальной сетке «Тени Чернобыля», но отнюдь не повторяет всех его характеристик, как и все артефакты АМК2. Описание: «Порождение аномалии Жарка. Плоский, чуть закругленный объект с рифленым краем, напоминающий сжатую человеческую ладонь. Поверхность графитоподобная, гладкая с редкими трещинами, без заусенцев и загибов. Странное сочетание органокерамики и мельчайшей дисперсности пемзоподобного шлака. Издает слабое свечение. Выводит радиацию и согревает, но при этом оказывает вредное воздействие на мышечную ткань, в том числе приводящее к снижению тонуса последней. Производит ощутимый негативный эффект, усиливая поражение огнем. Ценится сталкерами, особенно новичками, ввиду низкой стоимости и относительной полезности». Как и «капля», данный артефакт минимально выводит радиацию, довольно сильно снижает выносливость, хотя дает параллельно защиту от нового поражающего фактора – холода, одновременно усиливая поражение огнем. Вообще, подход к планированию как минимум половины таких аномальных находок, особенно начального уровня, опирался именно на логику, что давало бы игрокам интуитивно понимание действия даже без полного описания артефакта, которое, к слову, надо было еще добыть…
Лифт (ориг.) – нереализованная аномалия, которой, по слухам, то ли вообще не было, то ли планировалась и не выпланировалась. Встречается в литературе книжной серии. Представляет собой область, где объект высоко подбрасывается то ли антигравитацией, то ли потоками воздуха с такими же расхождениями в плане смертельности – жертва то ли разбивается при падении обратно, то ли опускается самой же аномалией… То ли так и висит, пока ее не сдует сильным порывом ветра или она не добарахтает до края, где, опять же, возможны те же приключения вроде падения вдребезги. Поскольку в игре Лифта нет – толком никто не знает, как оно на самом деле. Только я знаю правду. Нужно найти, где у нее кнопка… Кнопка «вниз»…
Лукаш (ориг.) – командир группировки «Свобода», тусуется на Армейских складах, на базе «Свободы», в штабе. В целом, это все, что можно о нем сказать. Дает работенку, все время на одном и том же месте. Личность при всей важности не особо примечательная, так как обладает теми же достоинствами и недостатками, что и усредненный свободовец.
____________________________________________________
М
Магнитка (автор.) – гигантская магнитная супераномалия, в которой проходит часть сюжета «Кинозвезды». Расположена где-то между Темной Долиной и Радаром, судя по всему на скрытых или малоисследованных территориях, не исключено, что частично это место существует в параллельной реальности, но имеет достаточно много входов/выходов в нашу. Представляет собой огромное скопление металлических предметов и металлического мусора от колючей проволоки и мелких предметов вроде оружия или дорожных знаков до крупных объектов вроде бульдозера или даже частей опор ЛЭП. Особенность – все эти предметы сильно намагничены, настолько, что способны притянуть слишком близко оставленный рюкзак с металлическими предметами (патронами или оружием), висящее на плече оружие или ферросплавные части костюма. Не то чтобы это обездвиживает, но доставляет массу неудобств: механизм оружия также приобретает магнитные свойства по мере пребывания и начинает заедать, вплоть до полного выхода из строя. Что особенно интересно – весь этот металлический мусор… приполз туда сам. Со временем, по миллиметру, притягиваемый какой-то силой. Скорее всего, налицо природная магнитная аномалия, которая под воздействием процессов Зоны стала влиять на залежи железной руды в этом месте и перестраивать ее физически и химически, высвобождая металл из связанного состояния оксида. Этим и объясняется столь сильное поле и распространенное влияние – по прикидкам, действие магнитного поля аномалии может распространяться на половину территории Зоны, включая окрестности ЧАЭС.
Другой особенностью Магнитки является сильный туман, через который редко видно диск солнца. Это сильно затрудняет навигацию и ориентирование. Вдобавок к тому на Магнитке замечены выходы зевов Сирен, которые явно имеют отношение к тому, что в аномалии нет постоянной жизни – большая часть забредающих животных и людей идет им на корм.
В целом – довольно удачно сформированное место, заслуживающее воплощения вплоть до самостоятельной части локации.
Майкросайт (автор.) – добавленное для колоритности название двойника корпорации Майкрософт из параллельной реальности, в которой заканчивается сюжет повести «Кинозвезда». Также там по этой же причине имеется «фольксштерн» вместо «фольксвагена».
Мародеры (автор., АМК2) – мародеры и есть. Просто группа отморозков, собирающая все ценное и палящее во все, что увидят. В АМК2 предполагалось сделать из них подобие группировки и занять потенциальную нишу между бандитами и наемниками. То есть, по легенде у них есть лагерь, охраняемый постоянным контингентом (в АМК2 предполагалось, что это может быть объект Лесопилка в Покинутой Деревне), однако основная масса добытчиков приходит в Зону извне и уходит после за Периметр своими мародерскими тропками. Вследствие этого случаются групповые нападения на соседние лагеря, рейды за артефактами или головами. Ведут незаконные порубки радиоактивного леса и вывозят его из Зоны. Производят некую часть хлеба в Зоне, правда хлеб иногда бывает с сюрпризами (на этот счет имеется суперквест «Хлеб»). Вооружены достаточно хорошо, в основном автоматическим оружием – АКС, Энфилд. Ни с кем не дружат, кроме, разве что наемников.
Медовуха (автор.) – аномалия химико-механической природы, возможно имеющая отношение к постаномалии, образующейся на месте Холодца/Студня после исчерпания реактивной способности среды и стабилизации образовавшегося вещества. Выглядит как обычная крупная лужа, однако имеет два слоя – верхний в виде обычной воды и нижний, содержащий тугое клейкое вещество, близкое по консистенции к меду. Однако не все так сладко, так как при высвобождении субстанции из-под предохраняющего слоя воды – например, если какой-нибудь человек за каким-то лядом залезет в эту лужу – клейкое вещество начинает на воздухе твердеть буквально на глазах. Костюм с твердым плотным покрытием еще можно спасти и после с трудом, но отчистить, однако тонкая одежда должна быть немедленно сброшена с тела, чтобы не склеиться с исподним и даже с кожей. Клейкое вещество слаботоксично и, кроме этого, полностью закрывает кожные поры, что может привести к очень печальным и некрасивым последствиям. Упоминается в нескольких произведениях.
Медуза (ориг.) – самый первый артефакт, с которым, обычно, сталкивается новичок. Наиболее распространен и дешев. Порождается аномалией Трамплин. Создает вокруг себя поле неизвестной природы (возможно, сопряженное с гравитационными искажениями внутри артефакта), немного отклоняющее траектории пуль и других летящих металлических объектов, вследствие чего считается, что отчасти Медуза защищает от пуль, процента на три. Полная чушь. Просто потому, что 97 уязвимых процентов – это немного больше, чем защищенные 3%. Даже неудобно предполагать, что именно из 3% тела можно гарантированно защитить артефактом, например, методом тупого приматывания синей изолентой…
Мерки – см. Наемники
Меченый (ориг.) – самый главный буратино в «Тени Чернобыля», главный герой (он же ГГ), это именно с ним происходят все неприятности и именно его бросает во все тяжкие сюжетная линия. Персонаж номер один, герой анекдотов и юморесок, жрущий водку литрами и тушенку коробками, ментальный двойник не менее одиозного Штирлица из произведений П. Асса и Н. Бегемотова – с примерно теми же приколами. Из-за отшибленной памяти (хотя не исключена версия беспробудного запоя или использования сильнодействующих медикаментов в немедицинских целях) называют Меченым – по татуировке S.T.A.L.K.E.R. на руке. Что особенно странно: эта татуировка нанесена Меченому в самом логове Зоны, на каждом не встречается, явно намекает на сталкерскую природу, но за все время игр ни одна сволочь так и не спросила его о том, что это за начертание и на черта оно. Очень напоминает историю из «Убрать перископ», где ГГ (кстати) фильма сделал себе татуировку на гениталиях и объясняет это так: «как-то я сильно напился, проснулся потом с головной болью и татуировкой» (с). В играх ЧН и ЗП встречается как эпизодический персонаж в качестве Стрелка, в которого воплощается примерно в середине сюжета ТЧ, найдя остатки памяти в словах Болотного Доктора. Несмотря на это тот же Сидорович продолжает называть его Меченым и неудивительно: это куда более кузяво.
Молохов (автор.) – профессор, оппонент и коллега Сахарова, проводивший в Рыжем Лесу загадочные эксперименты с высокоорганизованными мутантами, добившийся сенсационных результатов, которые были немедленно засекречены, однако, согласно сведениям из неизвестных источников, именно Молохов причастен к усовершенствованию и скрещиванию контролеров и кровососов. Сам профессор, как и весь научный лагерь, оснащенный даже лучше, чем лагерь раскольника Сахарова на Янтаре, после необычного выброса бесследно исчез, оставив жалкие крохи результатов исследований… Если, конечно, военные не замели следы неизвестным аномальным образом. Детали читайте в рассказе «Высокая трава».
Монолит (ориг.) – не известная науке хрень в самом центре ЧАЭС, находится в печально известном Саркофаге четвертого энергоблока, одна из главных загадок Зоны. Выглядит объектом, похожим на кристалл, гигантское светящееся зеркало и портал одновременно, нет никаких данных о природе, структуре и материале этой штуковины. Одно из мнений утверждает, что Монолита вообще не существует и что указанный объект – мираж, проекция, обманка, посредством превращения в культ которой осуществляется управление защитниками этой аномалии. Якобы Монолит разговаривает со своими адептами, хотя на самом деле существует некий пункт управления, лаборатория – специальное тайное место с аппаратурой, позволяющей отдавать приказы от имени Монолита. Разумеется, есть и версия о разумности и реальности самого Монолита, который может разговаривать не только с монолитовцами, но и с любым другим человеком в Зоне. Говорят даже, что в Зоне имеется несколько его осколков, что, впрочем, может быть незаурядным мошенничеством. Есть версия и о инопланетном происхождении. А по версии, изложенной в «Кинозвезде» Монолит – враг всего сущего и живого, чистое зло и чистый «нулевой момент», абсолютное ничто, уничтожение, разрушение и смерть, фрагмент межмировой ненасытной и холодной пустоты, получивший по несчастью аномальное материальное воплощение. Его цель – уравновесить все во всех мирах и во всех вселенных, взаимно аннигилировать, сведя все значения к нулю.
Монолитовцы (ориг.) – члены группировки «Монолит». Самая одиозная группировка во всей серии игр, фан-клуб, рабы и защитники Монолита. Все называют их фанатиками и это совершенно точное определение – они всей душой преданы Монолиту. Сложно понять, за кого они держат своего Повелителя, за одушевленного бога или за нечто вечное и величественное, никто из монолитовцев не спешит делиться великим просветлением, обычно открывая вместо этого огонь по всем, кого увидит. Известно, что монолитовцы в крупных лагерях сооружают из мусора неких идолов, видимо, ассоциирующихся с Самим и совершают молитвы, сопровождающиеся своеобразным камланием, чему они нередко посвящают все свободное время. Приказы они получают телепатически и исполняют их безоговорочно. Обладают технологическими навыками изготавливать материалы особой защищающей способности, комбинезоны и костюмы Монолита, как говорят, куда более стойки к аномальным энергиям. Кроме того, монолитовцы обладают свойством выдерживать выбросы под открытым небом и выживать в сильных радиационных очагах. Возможно это мутация, хотя есть версия, что в этой секте существуют способы раскрытия внутренних резервов и неизвестных доселе способностей человеческого организма. Задача группировки – не допустить проникновения других людей к Центру Зоны, любой ценой, не стесняясь в средствах. База располагается в городе Припять, который полностью находится под контролем «Монолита», но их влияние распространяется дальше, практически по всему радиусу до пяти километров от Припяти они ведут борьбу за контроль ключевых пунктов, ищут секретные объекты и ценную информацию. Есть основания полагать, что Выжигатель мозгов и даже систематические выбросы каким-то образом синхронизируются с акциями этой секты и управляемы, что может косвенно свидетельствовать о серьезной поддержке со стороны скрытых могущественных сил. Также настораживает поведение мутантов, чьи атаки ближе к центру Зоны также могут совпадать с интересами монолитовцев, которых мутанты обычно не трогают. Имеют свой спецназ – т.н. группу «Кристалл», в чьи обязанности входит охрана непосредственно Саркофага и самого Монолита. Репутация крайне негативная. Вступивший в «Монолит» считается пожизненным отщепенцем, вырожденцем и фанатиком. Реабилитация данных убеждений и данной веры крайне редка, чаще болезнь вылечивается исключительно пулей.
Мутанты (ориг.) – фауна Зоны, представляющая собой виды, изменившиеся под воздействием аномальных сил, полей, излучений. Из всего разнообразия сохранилось совсем мало животных, ориентированных, более, на всеядное или плотоядное питание. Мутанты оказались более приспособлены к условиям Зоны. Псы, рождавшиеся слепыми, обнаружили поразительные способности чувствовать аномалии, которых не видели зрячие, поэтому этот вид стал преобладающим. Степной волк мутировал в псевдособаку, самого быстрого и самого опасного из четвероногих. Лесные кабаны выросли в холке, их копыта заострились. Домашние свиньи теперь напоминают, огромные комы мяса, сала и проживают, в основном, в предлесных зарослях и подлеске с краю. Сохранились крысы, часть грызунов стала тушканами – уродливыми двуногими хвостатыми существами, нападающими массой. Появились явно новые виды. Псевдогигант – существо непонятного происхождения, возможно бывшая гигантская нелетающая птица, которая топает ногами, создавая локальный сейсмоудар. Кровосос, полтергейст, контролер, снорк – якобы имеют человеческое происхождение. По основной теории, изложенной в «Кинозвезде», высокоорганизованные мутанты пришли из параллельных измерений, причем их облик задается при переходе через т.н. «ноопленку», информационный барьер-адаптатор между реальностями, создавая существам органы чувств и строение скелетов подобных самому сходному виду в данном мире. Так что, возможно, люди, попадающие в мир кровососов и бюреров, в свою очередь приобретают вид горбатых карликов с клешнями и щупальцами вместо конечностей.
Мясорубка (ориг.) – аномалия, зафиксированная в «Чистом небе», хотя, по большому счету, это все те же гравипотоки и непонятные процессы, вследствие чего Мясорубка – частично похожа, к примеру, на Воронку. Описание оригинала таково: «Гравитационная аномалия, едва различимая глазом – сфера, в которой действуют разнонаправленные физические силы, способные разорвать или расплющить любое существо, попавшее внутрь». Описание, наверняка, скудно именно по причине похожести. Технически те же части тела, только в профиль, разлетающиеся из Воронки. Впрочем, существование Воронки в Тени Чернобыля тоже было под вопросом, более-менее понятное различие установили только мододелы. Короче, это штука, которая неоригинально старается разорвать вас на кусочки и какая разница, как это обозвать, главное – не знакомиться с особенностями слишком близко.
____________________________________________________
Н
Насоска, Насосная станция (ориг.) – объект, расположенный на Болотах, входящий в оригинальную игру S.T.A.L.K.E.R. «Чистое небо», данная локация вошла во многие самые известные моды. Представляет собой нагромождение непонятных ржавых агрегатов, за каким-то лешим (точнее, водяным) поставленное посреди огромного малообжитого болота, притом, что к объекту даже дороги нет, чтобы произвести ремонт, если что. Списывать на советскую бесхозяйственность не получится, так как логика подсказывает, что по оной отсутствующей дороге пришлось бы завозить сами агрегаты. То есть в целом это очевидный прокол левел-дизайнеров. Ну да ладно, главное, что это чудо стоит на перекрестке путей, его далеко видно из-за высокой трубы с вечным облачком то ли пара, то ли дыма. Скорее всего, Насоска использовалась как осушительное устройство ибо водопроводы на хуторах нетипичны для советского времени. Пользуется относительной сценарной популярностью у мододелов по причине вышеуказанной географической пользы, кроме того это практически единственный урбанистический механизм в окрестностях, не считая типичного сельского Мехдвора. В АМК2 планировалось использовать объект как важную точку влияния, за которую идет постоянная борьба, так как обжившие ее сталкеры-нейтралы сумели по сюжету починить агрегаты и построили там очистную линию, собравшись серьезно потеснить торговцев чистой и дешевой водой. Понятно, что это не могло вызвать недовольства серьезных людей со всеми вытекающими, в прямом и переносном. Особую ярость торгашей наверняка вызвал бы тот факт, что по доброте душевной (и в качестве эффективного маркетинга, конечно) любой путник там мог бы затариваться водой совершенно бесплатно или за небольшие услуги, но – только для своих личных походных целей.
Наст (автор.) – аномалия-гибрид, представляющая собой тонкую хрупкую корку над аномалией Холодец/Студень, которая оказалась «запечатана» поднявшейся водой, сопутствующей аномалией Заморозка или, например, оползнем. Очень часто корка засоряется снаружи ближайшим грунтом и мусором, наметаемым ветром и вскоре аномалия становится трудноразличимой, в чем еще одна опасность. При наступании достаточно тяжелого существа, корка проламывается и существо оказывается в кислотной среде Холодца, края же аномалии-гибрида оказываются очень острыми и также обладающими едким эффектом, что самым пагубным образом сказывается на любом костюме. Одна из самых опасных аномалий, потому что выбирание из нее невозможно за несколько секунд, а за большее время даже самому стойкому костюму может быть нанесен непоправимый ущерб, не говоря уже о самом его обладателе. В групповом виде образуют супераномалию «Чертово кольцо». В АМК2 рассматривался вопрос о воплощении не таких хардкоровых аномалий в водных объектах, так как изготовить такую штуку на виду достаточно нелегко (особые виды разрушаемых материалов, текстуры, каждый раз свои для маскировки, анимация брызг, имитация проваливания и т.п.), в водной же глубине это планировалось сделать попросту невидимым игроку и спавном Холодца под ноги, проваливание же вниз могло быть имитировано созданием небольших разрушаемых возвышений, на которые наступал бы объект. В общем, мысль была хорошей.
Наемники (ориг.) – группировка, представляющая собой тавтологическую бесмыслицу. Изначально имелось в виду, что данное объединение профессионалов в области киллерства круто до безобразия, его представители появляются ниоткуда и уходят в никуда, выполняя задания за недурное вознаграждение. Однако, практически во всей серии игр данная группировка не представляется сколько-нибудь ключевой. Более того, на главного героя, перешедшего дорогу очень многим (и самим наемникам в том числе), не поступает заказа, что крайне нелогично. Напротив, было бы вполне оправданно ожидать вступление данной организации в активную игру, потому что профи не могут не обладать массой интригующей информации, но, видимо, со сценарной точки зрения разработка такого массива оказалась непосильной. Бессмысленность группировки заключается, в основном, в самом факте найма, притом, что решительно все в Зоне занимаются фактически тем же самым, не обязательно убивая, но продавая свои руки, голову и подвергаясь риску. Большинство сталкеров сами по себе наемники. А если существует некая элита, то она должна потреблять ресурсы и выдавать заметную работу за них. А по факту это – просто тусовка людей в серых комбезах, выполняющих роль мишеней. У них обнаруживается заурядное оружие и нет никаких особых спецсредств. Хорошая идея в целом изначально похоронена, но все не так плохо – мододелы немало постарались, чтобы наемники/мерки все же играли заметную роль в сюжете.
Недотепа (автор.) – недоартефакт, промежуточное состояние вещества на грани аномального изменения. Есть предположение, что недотепы могут превращаться в не один, а в несколько разных артефактов – в зависимости от характера последующей «материнской» аномалии. Упоминается в рассказе «Записки Психа». Предлагалось в АМК2 и было принято к пробе, до которой речи не дошло.
Ноосфера (ориг.) – т.н. информационная оболочка Земли, продукт интеллектуальной деятельности разумных существ. Ученые пока не могут подтвердить или опровергнуть существование носферы, как и сформировать устойчивое определение ее сущности. Яявляется ли она полем, воздействующем на физическом, ментальном или каком-то еще уровне на мышление и восприятие или же это собирательный термин, обозначающий художественный цивилизационный вымысел, аккумулирующий процесс развития человеческого интеллекта как нечто слитное и общее для всех людей. Есть и третья составляющая – т.н. коллективное бессознательное как высший нейроинтеллектуальный интерфейс каждого с ноосферой. Есть мнения, что ноосферы планет могут сообщаться между собой. В общем, это пока что откровенно фантастическое понятие за неимением массива конкретных исследований. Официальные серьезные ученые считают понятие ноосферы религиозно-философским и не относящимся к реальности. Особенно ярко это подтверждается убеждением, более похожим на верование, что ноосфера – не просто некая эманация жизни и живого разума, а хранилище вообще всего разума, в том числе и умерших людей, адепты этой версии называют ноосферу и ничем иным как хранилищем душ. Ну, все мистическое: общение с мертвыми, вызывание духов… Тут и до молитв к почившим недалеко, да и до прочих обрядов рукой подать, что вряд ли характеризуется научным подходом. Тем не менее, именно ноосфера имеет прямое отношение к образованию Зоны: непредсказуемые действия некоей группы ученых-бунтарей привели к дисбалансу энергий ноосферы и спровоцировали выброс этих энергий, что привело к образованию аномалий, ускорению процессов мутаций и прочим неприятностям. И давайте не спрашивать «как это возможно», это никак не проще, например, достижения просветления в восточных религиях… Ну, все это к тому, что на пару минут трепалова довольно и фантастики, а если говорить об этом сурьезно, то это всю жизнь постигать нужно. В данном контексте такого курса не предусмотрено.
Ночная звезда (ориг.) – один из самых дорогих и редких артефактов оригинальной игры «Тень Чернобыля», порождается аномалией Трамплин, третий, высший, уровень артефактов в этой линейке после Медузы и Каменного Цветка. В «ТЧ» ценность артефакта, в основном, квестовая, так как для организма он малополезен – радиоактивен, придает защиту от пуль и гравианомалий, но в целом не так существенно ослабляющую ущерб. В последующих играх распространен несколько больше, как больше и пользы от него. В «Чистом небе» и «Зове Припяти» артефакт куда интереснее из-за генерации антигравитационного поля, за счет которого можно снизить переносимый вес рюкзака. В целом отмечено общее: это очень красивый артефакт, далеко видимый в темноте, светится переливчатым светом, озаряя все вокруг до полутора метров, за что так и назван. Возник в условиях сильной гравитации из растений, почвы и вообще прочего мусора, сильно сжатого и причудливо скрученного.
____________________________________________________
О
Огненное Кольцо (автор.) – гигантская сверханомалия, расположенная на т.н. скрытых территориях и существующая, как минимум, в нескольких параллельных реальностях. Представляет собой полумрачное пространство, на котором существуют два вида аномалий – Жарки (обычные и Скачущие) и Заморозки. Жарки, особенно невидимые Скачущие, можно определить по отсутствию инея на замерзшей почве, большей частью лишенной растительности, хотя попадаются неизвестные виды низкой жесткой черной травы и мхов. На свободных от аномалий местах нередко растут небольшие кусты, представляющие собой толстые короткие стволы до полуметра длиной. К самостоятельному горению непригодны ввиду промороженности насквозь и факторов местого воздуха – обилия водяного пара, гасящего процесс естественного горения. Этого пара достаточно, чтобы скрыть солнце плотной пеленой тумана, опускающегося почти до самой земли, хотя при активизации большого количества Жарок он часто поднимается высоко, хотя и никогда не открывает горизонта. В целом, место унылое и опасное, как самими аномалиями, так и средней температурой ниже нуля. Охотникам за артефактами известно, что на Огненном Кольце можно найти очень много «огненных» артефактов, однако есть большая опасность: попасть из нашего мира туда и оттуда в наш мир можно только во время выброса. Также крайне не рекомендуется уходить из точки перемещения, так как только в этом месте реальности пересекаются. Слишком большое удаление может привести к тому, что путешественник выйдет из зоны действия «нашей» системы координат измерения и окажется в параллельном мире без возможности вернуться в точку пересечения реальностей, которая исчезнет после окончания выброса. Есть еще один способ вернуться, но он опасен и во многом зависит от удачи. В Огненном Кольце происходит часть сюжета повести «Кинозвезда».
Одиночка (ориг.) – одиночный сталкер, не принадлежащий ни к одной из группировок. В «Тени Чернобыля» фактически означает то же, что и «нейтрал». То есть, обычный сталкер, каких в Зоне большинство. Подразумевает относительную лояльность некоему кодексу правил поведения сталкера, что вызывает путаницу уже самими понятиями «одиночка» и «нейтрал». Повсюду есть лагеря, где обитают, в основном, одиночки (если брать каждого в отдельности), тогда это слово теряет смысл и идет в ход обозначение «лагерь нейтралов». С другой стороны, нейтралы должны бы быть нейтральны к прочим сталкерерам, входящим в группировки, однако «нейтралы» вполне различимо являются врагами с военными, бандитами, наемниками и монолитовцами. То есть, упомянутая «нейтральность» вовсе не нейтральность, а некий условный признак, фактически обозначающий самую большую в Зоне группировку, лишенную руководства и существующую исключительно анархично.
О-сознание (ориг.) – группа идиотов, считающих себя молодыми учеными, которые и устроили все безобразие. Каким-то образом они смогли проникнуть в когда-то неаномальную Зону вокруг Припяти, построить лабораторию. А затем, получая энергию с ЧАЭС, попытались проникнуть в ноосферу, чтобы внести изменения в информационное поле, а значит и в человеческую сущность. В результате энергия ноосферы высвободилась и преобразовала мир вокруг себя, получив в итоге Зону аномальную. Судя по всему, участники «О-сознания» помимо создания этой пакости, сами оказались пленниками своей лаборатории, подключенными к ноосфере и удерживающими каким-то способом ее от полного дисбаланса с гопаком и штормом в каждом мозгу. В общем, они все лежат в колбах с зеленой жижей, контролируя через свою лабораторию часть «полезных» сталкеров, мутантов и сооружений, приспособив все это для охраны своего личного занятия от проникновения «неполезных» сталкеров. Изначально все это шло под соусом заботы о человечестве, что пришло к практике выжигания мозгов у людей Выжигателем и выбросами, а также засылке кодированных киллеров для отстрела наиболее ретивых. Вот такая вот человечность и вот такая вот забота. Что является яркой иллюстрацией к утверждению, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями…
Отжим (автор.) – гравитационно-инерционная аномалия. Тело попавшей в нее жертвы закручивается вокруг собственной оси, все туже и туже, силовые потоки перекручивают мышцы и жилы, ломают и крошат кости, превращая общую массу во все более компактный объект, из которого в итоге получается артефакт «Веретено», соответствующий своей формой закручивающему действию аномалии и действительно похожий на древнее веретено. Побочными результатами активности аномалии могут быть другие артефакты, менее ценные, из-за чего новички ее часто путают с более привычными гравианомалиями, из которых, в отличие от Отжима, есть больший шанс выбраться живым. Упоминается в нескольких произведениях.
Отмычка (ориг.) – сталкер, как правило, молодой, которого более опытные берут с собой в рейд в качестве впередсмотрящего и впереди идущего мяса – для выявления аномалий и прочих опасностей. Это как в старом анекдоте: сидят два монтера на столбах, уцепившись «кошками», о чем-то ругаются. Вдруг идет бабка. Один: «Эй, бабка, подай провод!» Бабка: «Этот? Держи, милок!» – Монтер, обращаясь ко второму: «Я ж тебе говорил – ноль, а ты – фаза, фаза…» Так вот, бабка в данном случае и есть «отмычка». Более опытные сталкеры берегут таким образом свои жизни за чужой счет. Разумеется, сей подход – исключительная подлость, но мир несправедлив и жесток. Впрочем, в отличие от скотского использования втемную, случается так, что «отмычка» знает, в качестве кого используется и таким образом зарабатывает опыт и уважение среди подельников. Выживешь – станешь умнее, приобретешь навыки. Экстремальный и быстрый способ достичь большего и стать равным опытным, в отличие от осторожной, но рутинной работы по поиску дешевых артефактов и охоты на мелких мутантов.
____________________________________________________