Кинозвезда (повесть)
Главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, Эпилог
Предисловие, которое, впрочем, лучше читать в конце.
Дорогие друзья!
«Кинозвезда» — повесть, которая заканчивает мой «сталкерский» цикл, для меня самого – самое спорное и увлекательное произведение из того, что пока приходилось писать. Есть моменты, которые самому нравятся, есть шероховатости, которые коробят, но, поразмыслив, решил их оставить, потому что они, вроде как, нашли свое место. Передавать кратко в данном случае сюжет глупо, все-таки вам это еще читать. Хотелось бы сосредоточиться на некоторых особенностях… чуть было не написал: «игры».))
Да простится читателями, но отчасти это был эксперимент. Меня пока не стоит называть литератором ибо еще учиться, учиться и учиться. Я не разбираюсь в стилистических приемах настолько хорошо, чтобы свести их к какой-то классификации и понимаю стили изложения так, как вижу сам. В «Кинозвезде» их сочетается… думаю, что пять. Где-то, так как в начале, это более «байковое» течение рассказа, но уже к третьей части оно становится просто повествовательным и мне очень приятно, что этой разницы никто не заметил. Там, где главный герой остается в одиночестве, подача образов тоже разительно отличается: как и положено тому, кто долго разговаривает сам с собой, образы становятся более путаными, мысли – более короткими и почти что мешают друг другу. Когда герой, как взбесившийся заяц, начинает скакать по реальностям, таких наблюдений, переживаний и глюков становится столько, что они местами напрягают. Это тоже неспроста, я пытался сделать так, чтобы в голове читателя появилось то же чувство неудобства и некомфорта, которое всегда возникает при столкновении с неизвестным, это неизбежно. Не говорю, что именно эти места будут простыми в чтении, скорее наоборот. Может быть, в какой-то мере меня извинит примерно такая сцена. Представьте, вы сидите у костра и слушаете человека, который проделал вот такой, мягко говоря, насыщенный путь, из которого помнит, по сути, каких-то четыре-пять дней, но блуждал полгода. Вы его уже не считаете фантазером, у него явно не все дома. Временами он рассказывает все это – вам, а в некоторых случаях вы начинаете отдавать себе отчет, что он забыл о вашем присутствии, смотрит в огонь или под ноги, он где-то не здесь… вы не знаете, где он в этот момент. Может быть глубоко в себе, может быть – там, в параллельной реальности и излагает вам свое приключение в состоянии некоего транса, подобно оракулу. Не спешите его пристрелить, просто каша в голове чувака еще не остыла и он использует эту посиделку для еще одной возможности хоть что-то утрясти и осознать. Поэтому временами его заносит в несвязные предложения, в междометия, в паузы, и недоговоры, а потом как брякнет какую-нибудь пафосность… Ну, может быть у него не хватает словарного запаса или нет слов сказать по-другому. Ближе к концу его начинает уже откровенно глючить, что заметно по отрывочным…
Фразам.
Как будто его мозговая видеокарта движется в этот момент с тормозами.
Или он как никогда снова близок к тому, чтобы…
…спятить.
В общем, все не просто так.))) Надеюсь, это все будет кстати.
2. Сущности.
Самый-самый болезненный вопрос. Этот извечный спор по поводу «должны ли быть Высшие Силы или должны быть исключительно природные явления». Я позволил себе эту тему немного протащить сатирически и малость протроллить, но только малость, в общем же выглядит вполне себе… почти серьезно. Это не тот случай, когда на Высшем замыкается сюжет, так пишут дешевые сериалы: когда сюжет заходит в тупик – вводят неведомую тупую как валенок тайну и она снимает все системные несладухи. У меня намеренно нелепо появляется сам Чертов Свищ, вот фигак и хрен сотрешь. То в пещере светло, то темно – это я откровенно глумлюсь (между нами), там же выбегающие (высоко подкидывая колени – представьте, как это выглядит!) подельники героя, пакет гречки, пиво и конфетти… Но в итоге дальнейшие события этот глум более-менее рассасывают. Есть несколько скромных отсылов в мифологию и классику ужастиков. Это уж ищите сами, такие пасхалки для начитанных.
Однако, перейдем к Высшим Силам. В игре S.T.A.L.K.E.R. и без того дофига нелепостей. Ну вот как вы физически объясните статичную гравианомалию? Кто изучал астрономию, тот знает, что гравитация работает в полной сфере и чем больше притянет – тем больше становится. Никакого гравиконцентрата не может быть – с точки зрения тех же аргументов, что и у противников Божеств и Магов. То Карусель рвет и разбрасывает клочки по закоулочкам, то при этом – сжимает органику и всякую хрень в такой комок, что он пулей не бьется. Ладно, разрывание…. Пусть, но сжимание означает гравитацию! Повышенную в разы. Если у нас есть точка гравитации впятеро больше земной – она начнет притягивать все вокруг и увеличиваться, пока не всосет всю планету. Собственно, именно так создавались и сами планеты — притяжением. Не может быть Электры. Электричество уйдет в землю, это же, извиняюсь за тапколожество, заземление. Тем более в дождь. Ну и лужи кислоты, и не думающие растворять окружающее пространство, извлекая из грунта реактивы.
Тем не менее на аномалии критики согласны безропотно, в модах встречаются даже говорящие аномалии. Но говорящее осмысленно и делающее не менее необоснованные вещи существо – низя. Это еще почему? А оно и есть аномалия, Оно честно в этом признается. Я уж молчу о кровососах и гно… бюрерах, маленьких мужичках в одинаковых балахонах с капюшонами. Невидимость и телепатия, телекинетика и сверхвыживаемость зомби в выброс. Да много чего. Это принимается безоговорочно, потому что в игре нужны тайны и загадки. Сущности ничем не хуже. Тем более, что о них конспираторами всякий раз заходит речь уже в вопросе происхождения жизни на Земле. Ну, инопланетяне (которых никто никогда не видел), более развитые технологии, телепатия, телекинетика, плазмоидные космические корабли… То есть, такое вот можно усваивать, да?
Я считаю так. Вы принимаете аномалии и несуразных монстров – как часть игры. Вы ВЕРИТЕ в это и все. Просто чтобы поиграть. Вот так же и я. Почему не представить, что это не Мерлины, не колдуны, не боги, а просто существа из более совершенных пространств, где на телепатии жарят яичницы, а телекинетикой открывают консервы? Естественно, они и покажутся богами, здесь, думаю, несогласных нет. Мы не знаем, пока, природы этих чудес, но обязательно узнаем. Вот тогда придумаем новые чудеса и воплощать в жизнь будем уже их.
Может быть, вся наша вселенная на самом деле – игрушка для рыбок в аквариуме одного из этих существ? Конечно, не хочется верить. Но уже сейчас есть мнения, что размеры во вселенной – штука относительная и что внутри той же гравиано… черной дыры физика настолько другая, что там может быть своя смасштабированная Вселенная. Это обсуждают ученые, об этом снимают псевдонаучные фильмы. Так что может у меня Сущий и Монолит – сущности, а может и нет. Это же рассказ у костра. И рассказ далеко не астрофизика, как мне думается. Так что пусть это будет своеобразным одушевлением неких законов природы или мистифицирование вполне обычных (для других измерений) существ ненашей реальности.
Есть же толкование в тексте «Кинозвезды» самое грустное, на мой авторский взгляд… Каждый может создать себе мир, пусть и в воображении. У Свища этот процесс упрощается. И некоторые «боги», пришедшие, на самом деле за банкой пива, просто берут свое пиво и уходят от своего только что невольно созданного мира, просто не зная о его существовании. И мир тот может до посинения слать молитвы и проклятия небесам. Чувак просто приходил к Исполнителю за пивком. А нужно ли ему при этом быть еще и богом – большой вопрос.
Все мы – «по образу и подобию». Это ведь не означает только внешнего сходства с Творцом. Я лично попробую поиграть в эту игру и принять персоналии согласно вводным условиям. Это куда увлекательнее, чем сидеть и вопить: «Нет! Ничего не существует, потому что я так не хочу!»
3. «Сталкерские догматы».
Так уж повелось, что поскольку сюжет известен всем игрокам, многие читали одни и те же книги серии — имеет место быть устоявшийся набор постоянных элементов. Знаковые персонажи, которые ведут себя достаточно одинаково — это еще куда ни шло, в конце концов, такие фигуры как Сидорович, Бармен, Болотный Доктор, Боров, мутанты кровосос, контролер, полтергейст — это своеобразные бренды игры, они придают ей определенный колорит и такого из песни не выкинуть. Но что касается остального — сюжета, артефактов, даже — карты местности, тут уж, увольте, я отхожу от основной линии. А иначе зачем писать-то? Есть мнение, что сталкерство — это нечто особо мужественное, некий ореол суровых поисковиков витает в воздухе. К этому я отношусь с иронией. Все «сталкеры» по сюжету игры — типичное деклассированное отребье. Оно, само собой, придумывает себе романтически накачанные легенды: проводники, братва, мужественные человеки «вне закона». Друзья, это все — хиппня. В смысле, не персонажи, а такое занятие. Каждая синица свой сучок славит, тем более, что в конце концов речь идет о том, чего большинство игроков и не нюхало. Так принято. Поэтому следовать каким-то стереотипам не стал, это ПРИДУМАНО до меня, а я придумываю свое, насколько своим может быть повествование на чужом изначально мире, чужой атмосфере и на чужих образах. Получилась отличная «отточка пера», на большее я и не претендовал. Дальше посмотрим, напишу уже свои сюжеты — будет ясно, чего стоила такая двухлетняя тренировка.
Есть также вот какое дело: дескать, сталкеры должны заниматься поиском диковин и жрать у костра, травя при этой байки. Ну, это уж настолько скучный догмат, что ему было позволено специально утомить читателя в «Кинозвезде» и прекратить свое существование в пакете гречки у Чертового Свища, глупом апофеозе не менее глупого стереотипа, тем более не живого мира, а игры, не забываем этого.
4. Некоторые элементы концовки или «советская рефлексия».
В последнее время в России наблюдается какая-то болезненность ряда персонажей по отношению к ностальгии по советскому периоду или запараллеливанию современности с оглядкой на оный. Я считаю таких людей бессовестными провокаторами и дискредитаторами нашего славного прошлого. Без истории нет настоящего, нет понимания опыта. Я не говорю, мол, «это имеет право на существование» — естественно, имеет, более того, современные Россия, Украина, да все СНГ — это в какой-то мере молодая коралловая поросль на мощном острове, рифе ушедшей, к сожалению, эпохи. И среди этой поросли много гнили. Она даже не отдает себе отчета, что родилась под защитой ТОЙ страны, потому что это так — нас до сих пор защищают советские ракеты, советский ядерный щит. Эта гниль образована на советских дрожжах, весь Минобр, весь Минкульт — это такая же поросль на величайшей похеренной программе поголовной грамотности, множества НИИ, освоения диких мест не за частный барыш, а ради своей страны, для людей. Это «для людей» — было основным тезисом в советском воспитании. А что взамен? Торгаши? Продажные мужчины и женщины, пытающиеся найти ценности в своей продажности и выдать их за общие? Мне не нравится современное расслоение по принципу «у меня есть, а у тебя нет», дичайшее количество безграмотных людей, безрадостные обжоры, алкаши и наркоманы, рычаги управления жизнью общества в руках быдла, которое по своей паразитической сути уже мусор, они прожрут что могут и исчезнут. И это не рефлексия, это воспоминание опыта. Я помню ТОТ мир, который потерян. Я не говорю «мы потеряли», потому что хренли каяться, это такое занятие, непродуктивное и вообще недостойное звания человека-творца… Только начни признавать ошибки прошлого — тут же набежит другое быдло и начнет макать тебя в дерьмо, пытаясь на этом выцыганить то острова какие, то территории, то компенсации за оккупации… Этим господам я раз и навсегда говорю именно то, что им стоило сказать с самого начала — идите нахер.
Просто очень по-человечески обидно, что большая и сильная страна погибла из-за кучки дураков. Мелких, жадных дураков. Поэтому я позволил себе этот фантастический эквилибр: а что если не было взрыва 86-го, не было выселения Припяти, а страна жила себе, как и раньше? Верить в это или нет — вопрос излишен, вы ведь читаете литературное произведение, тут все понятно.
Но лично я помню другой догмат: по вере будет дадено. Не в СССР дело, а в ценностях ТОГО человека, который целенаправленно воспитывался культурой, пусть и не всегда успешно. Поверьте, они, эти ценности в нынешней действительности — с другой планеты, из другого измерения. Кажутся романтически приукрашенными, выдуманными, неосуществимыми. Пусть это и местами приукрашено, хрен с ним. Очень хотелось бы видеть в молодых и сильных людях настоящего — волю к победе добра, тягу к прекрасному, мораль сильной и благородной непродажной личности, нежелание становиться на колени ни перед кем, даже перед Небом. Не потому, что вот такие гордые, а просто некогда, жить надо, есть впереди еще благородные и светлые цели. Не ценности брюха и быдла, которое во всех странах одинаково, а — видение света в людях, стремящихся к поиску, к звездам, к романтике, к полноценной жизни души, определяющей жизнь остальной тушки. Будущее всегда будет за этими искателями. Они и есть истинные сталкеры, не падальщики и помоешники, а непонятые ныне искатели сокровищ в себе и других. Так я думаю и искренне в это верю.
А выбор всегда есть. Можно выбрать крылья и взлететь или наглотаться золотых чушек и утонуть якорем в болоте.
Всем всех благ, добра и мира.
Приятного прочтения!
04.12.2012
Главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, Эпилог